Вернуться к полной версии страницы...
12 апреля 2018 года в рамках сертификации единичного экземпляра воздушного судна в соответствии с ФАП 118 совершил первый вылет самолет МАИ 411. Легкий многоцелевой четырёхместный самолёт МАИ-411 разработан в конструкторском бюро Московского авиационного института.
С августа 2015 работы по самолету ведутся в рамках комплексного проекта ООО «ПРО-Авиа» и Концерна КЭМЗ, финансируемого Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере по программе «Кооперация».
Изготовление опытного образца самолета велось на двух площадках:
• Производственном центре ОСКБЭС МАИ
• Концерне КЭМЗ, с которым ОСКБЭС МАИ имеет более чем 25 летний опыт сотрудничества и который помимо работ по Государственному оборонному заказу уже с 90-ых годов прошлого столетия занимался выпуском самолетов МАИ-890 разработки ОСКБЭС МАИ, мотодельтапланов Т-2 разработки ОКБ им. Антонова, а также беспилотного летательного аппарата «Пчела» разработки ОКБ им. Яковлева.
На самолете установлен пилотажно-навигационный комплекс разработки ООО «ВАИС-Техника» и спассистема Компании МВЕН.
Первый полет длительностью 11 мин 20 сек. выполнил летчик-испытатель ОСКБЭС МАИ Александр Митрофанов в аэропорту города Кизляр.
Самолет
С августа 2015 года проектирование самолета ведется в рамках программы «Кооперация», финансируемой Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
В качестве инициатора проекта «Проектирование многоцелевого четырехместного двухдвигательного самолета» выступило Открытое акционерное общество «Кизлярский электромеханический завод» (ОАО «Концерн КЭМЗ») — ведущее предприятие авиационной промышленности Республики Дагестан, включенное в реестр стратегических предприятий Российской Федерации. Исполнитель проекта ООО «ПРО-Авиа» — малое инновационное предприятие, созданное в 2001 году для проектирования, производства, реализации и обслуживания авиационной техники, в том числе, создаваемой в ОСКБЭС МАИ.
Основным соисполнителем проекта, обеспечивающим научно-техническое сопровождение проекта, является ОСКБЭС МАИ. Совместные работы выполняются на основании договора о сотрудничестве между МАИ и ООО «ПРО-Авиа», а так же и путем заключения договоров на выполнение НИОКР и хозяйственных. ООО «ПРО-Авиа» обеспечивает выполнение работ материалами, инструментом и спецоборудованием.
При разработке в концепцию самолета закладывались следующие отличительные особенности:
Следует обратить внимание, что стоимость двухдвигательного самолёта
Основные варианты применения самолета
Важной особенностью является возможность многоцелевого применения одного типа самолета для всех перечисленных задач. Это обеспечивается рациональным сочетанием противоречивых факторов:
Выбранная схема высокоплана имеет минимальную вредную интерференцию крыла и фюзеляжа, позволяет разместить в салоне экипаж и пассажиров, обеспечив для них хороший обзор и удобство входа-выхода через 4 остекленных двери автомобильного типа.
Схема размещения экипажа и пассажиров — бок-о-бок, в 2 ряда. Высота кабины — 1220 мм; ширина в районе размещения экипажа и пассажиров — 1275 мм, что обеспечивает комфортное размещение людей в зимней одежде.
Кабина имеет систему вентиляции и обогрева эффективную во всем диапазоне условий эксплуатации (—25...+40°С). Багажный отсек расположен за спинками кресел второго ряда.
Верхнерасположенное свободнонесущее крыло имеет центроплан большого размаха, проходящий насквозь через фюзеляж в районе кабины. Компоновка кабины при этом выполнена так, что центроплан не мешает экипажу и пассажирам и не требуется увеличивать высоту фюзеляжа. Вертикальное оперение состоит из киля, выполненного единой деталью совместно с фюзеляжем, и руля направления. Горизонтальное оперение состоит из свободнонесущего стабилизатора и руля высоты. И стабилизатор, и руль высоты выполнены неразъемными по размаху, что снижает массу и улучшает эффективность.
Шасси — трехопорное колесное с носовой свободно ориентирующейся стойкой, неубираемое в полете. Самолет имеет возможность установки поплавкового и лыжного шасси.
Силовая установка состоит из двух поршневых двигателей ROTAX 912S, закрытых в мотогондолы и расположенных на крыле симметрично относительно фюзеляжа. Плоскость вращения тянущих винтов изменяемого шага вынесена за пределы кабины и органов управления. Основные топливные баки расположены в центроплане. Возможна установка дополнительных (перегоночных) топливных баков в консолях крыла.
Самолет имеет сдвоенное управление. Место пилота — слева. Управление состоит из мини-ручек и педальных постов.
Для удобства управления кресла пилотов имеют регулировку. Самолет оснащен полным комплектом современного навигационного оборудования для обеспечения требований правил полетов по приборам.
Площадь крыла, м2 | 14,6 |
Размах крыла, м | 12,2 |
Удлинение крыла | 9,92 |
Профиль крыла | GA(W)-1 |
Высота фюзеляжа, м | 1,46 |
Ширина фюзеляжа, м | 1,28 |
Длина фюзеляжа, м | 7,20 |
Высота на стоянке, м | 3,36 |
База шасси, м | 1,96 |
Колея шасси, м | 2,10 |
Колесо передней опоры | Ø360x125 |
Колесо основной опоры | Ø440x150 |
Количество двигателей | 2 |
Тип и мощность двигателя | Rotax 912S, 100 л.с |
Взлетная масса, кг | 1250 |
Максимальная коммерческая нагрузка, кг | 325 |
Пассажировместимость | 3 |
Экипаж, чел | 1 |
Максимальная скорость горизонтального полета, км/ч | 290 |
Максимальная крейсерская скорость полета, км/ч | 270 |
Максимальная скороподъемность у земли, м/с | 6 |
Крейсерская высота полета, м | до 3000 |
Дальность полета с максимальной нагрузкой, км | 1500 |
Взлетно-посадочные характеристики
(при массе 1250 кг, в МСА на уровне моря):
длина разбега, м | 150 |
взлетная дистанция, м | 400 |
длина пробега, м | 180 |
посадочная дистанция, м | 400 |