Фотографии автожира МАИ-205
(щёлкните по изображению для просмотра в новом окне увеличенной картинки)

Автожир МАИ-205
Автожир МАИ-205

Автожир МАИ-205 с установленным химоборудованием
Автожир МАИ-205 с установленным химоборудованием

Вы находитесь здесь: www.oskbes.ru > Наши разработки > Автожир МАИ-205
Автожир МАИ-205

Перейти к версии для печати...

Автожир МАИ-205

МАИ-205 — очень легкий многоцелевой одноместный автожир, предназначенный для любых видов полетов неакробатического применения (учебных, тренировочных, спортивных и других полетов), а также для выполнения авиационно-химических работ (АХР) при установке на автожир съемного сельскохозяйственного оборудования. Построен на базе самолета Авиатика-МАИ-890, однако по сравнению с базовой конструкцией «890-го» изменения не коснулись лишь киля, горизонтального оперения и носовой опоры шасси.

Основным применением автожира предполагались стать авиационно-химические работы. При проектировании аппарата всесторонне учтен положительный опыт эксплуатации сельскохозяйственного самолета Авиатика-МАИ-890СХ.

В настоящее время программа «Автожир МАИ-205» заморожена. В ОСКБЭС МАИ ведется постройка автожира МАИ-208.

Описание автожира

Автожир МАИ-205 представляет собой одноместный винтокрылый летательный аппарат. Изготавливается из высококачественных конструкционных материалов: алюминиевых и титановых сплавов, легированных сталей, композиционных материалов, текстиля и т. п.

Фюзеляж автожира — балочной конструкции, выполнен из труб, изготавливаемых из алюминиевого сплава. Кабина пилота — закрытого типа с двумя дверями с остеклением из оргстекла. Спереди кабина замыкается носовым обтекателем из стеклопластика. Задняя часть зашита экраном со звукоизоляцией.

Оперение — подкосно-расчалочное, однокилевое, нормальной крестообразной схемы с полотняной обшивкой.

Шасси — трехопорное. Стойки основных опор — рессорного типа, рессоры выполнены из титанового сплава. Колеса основных опор с шинами 300×125 — тормозные. Тормозная система — гидравлическая. Передняя опора шасси — с рычажной подвеской колеса и пружинным амортизатором. Переднее колесо с шиной 300×125 управляется непосредственно от педалей.

Система управления — механическая, обратимая. Обеспечивает управление автожиром при помощи автомата перекоса, руля направления и руля высоты с триммером, управляемым из кабины. Управление рулем высоты — жесткое, через систему качалок и трубчатых тяг. Управление по крену осуществляется с помощью автомата перекоса через систему тяг, качалок и тросов. Управление рулем направления — полужесткое, через тросы.

Несущая система автожира обеспечивает режим старта, посадки, набора высоты, снижения, а также управления автожиром по поперечному каналу (по крену). Она расположена позади и над кабиной пилота.

Система воздушных винтов включает в себя толкающий воздушный винт и несущий воздушный винт (НВ) и обеспечивает поступательное и вертикальное перемещение автожира. Привод НВ для его раскрутки перед стартом производится с помощью ременной передачи, системы тяг, роликов и электромеханизма. Система раскрутки НВ на старте позволяет производить взлет автожира без разбега (точечный взлет). Для выполнения точечного взлета (или «прыжка») НВ раскручивается на земле до оборотов в 1,3...1,5 раза превышающих обороты несущего винта в горизонтальном полете. После раскрутки НВ пилот кнопкой на ручке управления автожиром включает режим «прыжка» — за 2...3 секунды увеличивается угол установки лопастей до 10 градусов. За счет увеличения шага лопастей НВ создается положительная вертикальная перегрузка (тяга воздушного винта), и автожир, используя кинетическую энергию раскрученного НВ, отделяется от земли, при этом система отрабатывает шаг НВ до 4 градусов, а за счет тяги толкающего воздушного винта автожир переходит в поступательное движение с увеличением скорости и с небольшой просадкой переходит в режим разгона и набора высоты.

Приборное оборудование:

  • указатель скорости УС-250;
  • компас КИ-13;
  • вариометр ВР-10М;
  • высотомер ВМ-3;
  • указатель скольжения;
  • указатель оборотов НВ;
  • электронный комплексный прибор контроля работы двигателя "FLYdat";
  • цифровой счетчик выработки химикатов.

Сельскохозяйственное оборудование состоит из двух комфорных баков для ядохимикатов общей емкостью 100 л.; электронасоса, позволяющего производить перемешивание химикатов и промывку системы на земле; фильтров; комплекта распылителей отечественного производства (или распылителей AU-7000 фирмы «MICRONAIR»), цифрового счетчика выработки химикатов и системы управления сельскохозяйственным оборудованием.

Силовая установка

На автожире сзади, в толкающей открытой компоновке, установлен на кольцевой мотораме один двигатель «Rotax-914ULS» (Австрия) — поршневой, жидкостного охлаждения, с оппозитным расположением цилиндров, с карбюраторным образованием смеси, четырехцилиндровый, четырехтактный, с турбонаддувом, мощностью 100 л. с. и максимальной взлетной мощностью (с включенным турбонаддувом) 115 л. с. В качестве топлива используется бензин с октановым числом не менее 95 по исследовательскому методу. На самолете имеется топливный бак емкостью 30 л, интегрированный в единый конструктивный блок с двумя комфорными баками для химикатов.

Состояние программы
  • Год начала разработки: 1997
  • Год начала постройки опытного экземпляра: 1998
  • Год окончания постройки опытного экземпляра: 2000
  • Год начала испытаний: 2000
  • Год первого полета: 2001

В настоящее время программа «Автожир МАИ-205» заморожена по инициативе Заказчика. В ОСКБЭС МАИ ведется постройка автожира МАИ-208.

Геометрические характеристики
Длина без НВ, м 5,32
Длина с вращающимся НВ, м 9,0
Высота (до верхней точки вала НВ), м 2,87
Диаметр НВ, м 9,0
Коэффициент заполнения 0,0453
Угол установки оси вала НВ, град 5
Угол поперечной установки оси вала НВ, град 1
Относительная толщина профиля лопасти НВ, % 12
Профили лопасти НВ NACA-23012
Угол конусности лопастей, град 5
Геометрическая крутка лопастей, град 0
Угол установки лопастей (раскрутка) -1
Угол установки лопастей ("прыжковый старт") 10
Угол установки лопастей (взлет по самолетному) 4
Угол установки лопастей (горизонтальный полет) 4
Максимальный угол поворота лопасти в горизонтальном шарнире, град 8
Угол отклонения тарелки автомата перекоса, град -5...+5
База шасси на стоянке, м 1,81
Колея на стоянке, м 1,52
Расчётные лётно-технические данные
Взл. масса 410 кг Взл. масса 530 кг
Минимальная приборная скорость горизонтального полета у земли, км/ч 30 44
Максимальная скорость горизонтального полета у земли при работе двигателя на максимальном режиме, км/ч 145 115
Максимальная непревышаемая скорость полета, км/ч 160 160
Максимальная скороподъемность у земли, м/с 5,1 2,7
Длина разбега при взлете с предварительной раскруткой ротора НВ, м 50 100
Скорость отрыва при взлете с предварительной раскруткой ротора НВ, км/ч 60 66
Длина разбега при прыжковом старте, м ~0 ~0
Скорость отрыва при прыжковом старте, км/ч 12 8
Посадочная скорость при посадке с пробегом, км/ч 35 40
Длина пробега при посадке с пробегом, м 35 50
Посадочная скорость при посадке с подрывом, км/ч 5 10
Длина пробега при посадке с подрывом, м 0 10
Наивыгоднейшая скорость набора высоты, км/ч 90 90
Практический потолок, м 4250 1750
Максимальная дальность полета без с/х оборудования, км 185 -
Радиус установившегося виража, м 30 30
Максимальная допустимая эксплуатационная перегрузка +3,5 +3,5
Минимальная допустимая эксплуатационная перегрузка +0,5 +0,5
Весовые данные
Масса пустого автожира в с/х варианте, кг 370
Максимальная масса топлива в баке, кг 22
Максимальная взлетная масса, кг 530
Максимальная посадочная масса, кг 530
Максимальная масса химикатов, кг 70
Максимальная масса пилота, кг 100
Минимальная масса пилота, кг 50
Общий вид
Автожир МАИ-205

Перейти к версии для печати...

Разработка и поддержка сайта:
Алексей Бородуля (ОСКБЭС МАИ)
aleksey.borodulya@gmail.com
ОСКБЭС МАИ © 2000—2016
Яндекс.Метрика