История ОСКБЭС МАИ в фотографиях
(щёлкните по изображению для просмотра в новом окне увеличенной картинки)

Казимир Михайлович Жидовецкий, 1972 г.
Казимир Михайлович Жидовецкий, 1972 г.

К. М. Жидовецкий, А. И. Покрышкин, руководство ДОСААФ у самолёта «Квант»
К. М. Жидовецкий, А. И. Покрышкин,
руководство ДОСААФ у самолёта «Квант»

Бригада ОСКБЭС МАИ и самолёт «Эльф». Аэродром «Борки», 1984 г.
Бригада ОСКБЭС МАИ и самолёт «Эльф».
Аэродром «Борки», 1984 г.

Сотрудники ОСКБЭС у самолёта «Фотон». Ритуальная площадь МАИ, 1986 г.
Сотрудники ОСКБЭС у самолёта «Фотон».
Ритуальная площадь МАИ, 1986 г.

Статические испытания самолета Авиатика–МАИ–890
Статические испытания самолета
Авиатика–МАИ–890

Серийное производство самолётов Авиатика-МАИ-890. МАПО «МиГ», 1993 г.
Серийное производство самолётов Авиатика-МАИ-890.
МАПО «МиГ», 1993 г.

В. Г. Гордиенко, М. Л. Галлай, К. М. Жидовецкий
В. Г. Гордиенко, М. Л. Галлай,
К. М. Жидовецкий

В. Ю. Демин демонстрирует Президенту республики Кипр Главкосу Клиридису самолет Авиатика–МАИ–89У
В. Ю. Демин демонстрирует Президенту республики Кипр
Главкосу Клиридису самолет Авиатика–МАИ–89У

Испытания самолета Авиатика–МАИ–890У на поплавковом шасси, 1998 г.
Испытания самолета Авиатика–МАИ–890У на поплавковом шасси.
Гидроаэродром «Дубна» ЦАГИ, 1998 г.

Академик С. Н. Федоров с сотрудниками ОСКБЭС МАИ. Славино, 1999 г.
Академик С. Н. Федоров с сотрудниками ОСКБЭС МАИ у самолёта-амфибии Searey, собранного и доработанного в КБ. Славино, 1999 г.

Частотные испытания самолёта Авиатика-МАИ-890СХ
Частотные испытания самолёта
Авиатика-МАИ-890СХ.
Сборочный цех МАПО «МиГ», 2001 г.

В. Г. Гордиенко после первого вылета на самолёте МАИ-223. Аэродром МАРЗ РОСТО «Чёрное», Московская обл., 2004 г.
В. Г. Гордиенко после первого вылета на самолёте МАИ-223. Аэродром МАРЗ РОСТО «Чёрное», Московская обл., 2004 г.

Руководство МАИ и испытатели ОСКБЭС. Аэродром «Чёрное», 2004 г.
Руководство МАИ и испытатели ОСКБЭС. Аэродром «Чёрное», 2004 г.

Испытания самолета МАИ-223 в гидроварианте. Гидроаэродром «Дубна» ЦАГИ, 2005 г.
Испытания самолета МАИ-223 в гидроварианте.
Гидроаэродром «Дубна» ЦАГИ, 2005 г.

Проректор МАИ по научной работе В. Шевцов с сотрудниками ОСКБЭС и имиджевой группы МАИ. Цех опытных летательных аппаратов ОСКБЭС МАИ, 2010 г.
Проректор МАИ по научной работе В. Шевцов с сотрудниками ОСКБЭС и имиджевой группы МАИ. Цех опытных летательных аппаратов ОСКБЭС МАИ, 2010 г.


Загрузить книгу М. Ф. Чураева Розовый конь
В 2010 году вышла книга-воспоминания авиационного инженера Михаила Фёдоровича Чураева (1937–2011), более 15 лет проработавшего в ОСКБЭС. Часть книги «Розовый конь» посвящена нашему КБ — последнему месту работы Михаила Фёдоровича.
Здесь можно загрузить книгу в электронной версии (PDF).

Вы находитесь здесь: www.oskbes.ru > О нашем КБ > История ОСКБЭС МАИ
История ОСКБЭС МАИ

В 1965 г. на самолетостроительном факультете Московского авиационного института было образовано студенческое конструкторское бюро, названное первоначально СКБ-1. В 1968 г. СКБ-1 стало именоваться опытным СКБ самолетостроительного факультета (ОСКБ-С). Оно занималось созданием экспериментальных пилотируемых и дистанционно управляемых легких летательных аппаратов, которые разрабатывались по ТЗ различных организаций Министерства авиационной промышленности (МАП), Министерства гражданской авиации (МГА) и Министерства оборонной промышленности (МОП).

В 1982 г. приказом по МАПу и МинВУЗу СССР от 11.08.82 г. N№ 280/914 КБ было преобразовано в Отраслевое студенческое конструкторское бюро экспериментального самолетостроения МАИ, которое работало в тесной связи с головными институтами отрасли исключительно в интересах Минавиапрома на основании тематических планов, ежегодно утверждаемых 10-м Главным управлением (ГУ) МАП. Работы выполнялись постоянно работающими ИТР, при необходимости привлекались совместители из числа студентов и преподавателей МАИ, а также из числа работников промышленности.

Опытное производство осуществлялось в цехе опытных летательных аппаратов (цех № 3) Экспериментального опытного завода (ЭОЗ) МАИ квалифицированными рабочими. Работы ОСКБЭС по экспериментальной авиатехнике неоднократно получали высокие оценки ведущих специалистов и руководства Минавиапрома, их техническая новизна и полезность подтверждены девятью актами внедрения и более чем двадцатью свидетельствами об изобретениях.

К концу 80-х годов было разработано и доведено «до металла» шесть разнотипных экспериментальных летательных аппаратов:

  • самолет Квант;
  • дистанционно-пилотируемый самолет Эльф-Д;
  • малоразмерный дистанционно-пилотируемый аппарат ПС-01;
  • самолет Эльф;
  • самолет Фотон;
  • самолет Юниор.

С началом перестроечных процессов и конверсии в отрасли ОСКБЭС МАИ сначала в составе экспериментального объединения «Фотон», а затем возникшего на его основе АО «Авиатика» занялось созданием авиатехники, предназначенной для серийного производства и продажи на внутреннем и внешнем рынках. В составе АО «Авиатика» КБ МАИ получило название «Опытное конструкторское бюро малоразмерной авиации» (ОКБ МА). В качестве производственной базы стали использоваться ЭОЗ МАИ (цех № 3) и Московское авиационно-производственное объединение им. Дементьева (МАПО).

27 июля 1992 г. от имени АО «Авиатика» была подана заявка в Авиарегистр МАК и Департамент авиапромышленности министерства промышленности РФ на проведение работ по обследованию ОКБ МА для получения сертификата на право разработки гражданской авиационной техники. По результатам обследования АО «Авиатика» 17 февраля 1993 г. Авиарегистром МАК был выдан Сертификат № Р-9 Разработчика легких гражданских воздушных судов.

В период работы ОСКБЭС МАИ (ОКБ МА) в составе АО «Авиатика» были созданы:

Самолеты серии Авиатика-МАИ-890 выпускаются на ОАО МАПО «МИГ» (ранее — МАПО им. Дементьева). Основанием для производства на МАПО самолетов типа «Авиатика» является лицензионное соглашение, заключенное им с АО «Авиатика» от 10.04.1995 г. (договор № 4276).

В связи с изменением наименования АО «Авиатика» Авиарегистр МАК выдал Сертификат № Р-9А от 20 апреля 1994 г. на право разработки легких воздушных судов акционерному обществу Концерн «Авиатика». В составе АО Концерн »Авиатика» в течение 1994-1995 гг. ОСКБЭС МАИ (ОКБ МА) разрабатывало техническое предложение по легкому шестиместному административному самолету Авиатика-950, выполняло работы по сопровождению производства самолетов типа Авиатика-МАИ-890 на МАПО, другие перспективные разработки.

С начала 1996 г. АО Концерн «Авиатика» сменило вид деятельности и перестало нуждаться в ОКБМА (ОСКБЭС). Коллектив ОСКБЭС продолжил работу в области легких гражданских судов совместно с МАПО. При этом структура ОСКБЭС МАИ, адрес и занимаемые им площади не претерпели изменений. В 1998 г. АО Концерн «Авиатика» передало по Договору от 19.02.98 г. N№ 13/39 и Дополнительному соглашению к нему от 03.04.98 г. N№ 1-13/39 все права на результаты деятельности ОСКБЭС (ОКБ МА) в рамках АО «Авиатика», а позже — в рамках АО Концерн «Авиатика» (экспериментальные и опытные образцы авиационной техники, конструкторская и эксплуатационная документация, патенты на изобретения и промышленные образцы, акты, отчеты, заключения и другую научно-техническую документацию) Московскому государственному авиационному институту.

27 апреля 1998 г. Авиарегистром МАК был выдан Сертификат № Р-52 Разработчика легких гражданских воздушных судов, а 17 декабря 1999 г. — Сертификат типа № СТ-176 на самолет Авиатика-МАИ-890.

Указом Президента России № 1307 от 29 сентября 1999 г. группе сотрудников Московского авиационного института и МАПО «МИГ» были присуждены Государственные премии Российской Федерации в области науки и техники за разработку и внедрение в серийное производство семейства сверхлегких многоцелевых самолетов. Госпремией отмечены:

  • Жидовецкий К. М. (посмертно) — Главный конструктор ОСКБЭС МАИ, начальник цеха опытных летательных аппаратов ЭОЗ МАИ;
  • Матвеенко А. М. — ректор МАИ;
  • Горюнов Н. П. — заместитель Главного конструктора ОСКБЭС МАИ;
  • Демин В. Ю. — заместитель Главного конструктора ОСКБЭС МАИ;
  • Фейгенбаум В. М. — заместитель Главного конструктора ОСКБЭС МАИ;
  • Огаджанов П. П. — директор ЭОЗ МАИ;
  • Немов Г. М. — директор МАПО «МИГ»;
  • Чуканцев О. П. — заместитель технического директора МАПО «МИГ».

До лета 1999 г. коллектив КБ и цех опытных летательных аппаратов ЭОЗ МАИ возглавлял Казимир Михайлович Жидовецкий. Казимир Михайлович был ярким представителем отечественной школы авиастроения, отдавший всю свою жизнь делу создания и внедрения легкой авиационной техники. Под его руководством и при непосредственном участии были созданы 14 типов ЛА. Он создал жизнеспособный коллектив единомышленников, объединенный в КБ, организовал и возглавил производство опытных ЛА на ЭОЗ МАИ и внедрение в серийное производство на МАПО «МИГ». 1 июня 1999 г. Казимира Михайловича не стало. КБ возглавил Николай Петрович Горюнов.

26 апреля 2002 г. Авиарегистр МАК выдал ОСКБЭС МАИ Дополнение к сертификату типа № СТ-176/Д1 на сельскохозяйственную версию Авиатика-МАИ-890СХ. Таким образом, Авиатика-МАИ-890СХ стал первым в России сертифицированным сельскохозяйственным самолетом. В 2002...2003 гг. Минтранс России подписал распоряжения о допуске к эксплуатации самолетов Авиатика-МАИ-890 и Авиатика-МАИ-890СХ.

В 2001 году совершил первый полёт автожир разработки ОСКБЭС МАИ МАИ-205

В 2002 г. ОСКБЭС МАИ приступило к проектированию нового самолета МАИ-223 «Китенок». МАИ-223 является продолжением воплощенной в самолетах серии Авиатика-МАИ-890 концепции профессионально спроектированного сверхлегкого летательного аппарата, появление на рынке которого назвали на Западе «перестройкой в ультралайтах». Основными отличиями самолета от предыдущих разработок ОСКБЭС МАИ являются более высокие ЛТХ и возможность поставки самолетов в комплектах для самостоятельной постройки. Первый полет самолет совершил 20 октября 2004 года. В 2005 году началось серийное производство аппаратов.

В 2006 году началось проектирование нового автожира МАИ-208. Построен опытный образец. В скором времени запланированы лётные испытания нового аппарата.

В 2000-х годах ОСКБЭС МАИ активно занимается воздухоплавательной тематикой. Совместно с НПО «РосАэроСистемы» спроектированы и построены дирижабли Au-12M, Au-30. КБ принимало участие в разработке и изготовлении опытных образцов дирижабля Volaris, аэростата для обучения парашютистов ДАГ-2М, привязного аэростатического аттракциона Аэролифт.

C 1 июля 2008 года Главным конструктором ОСКБЭС МАИ назначен Вадим Юрьевич Дёмин.

В 2008 году началось проектирование четырёхместного двухдвигательного самолёта МАИ-407, а в 2009-м — учебно-тренировочного двухместного планёра МАИ-227.

Совместно с Авиастроительной корпорацией «АСА-Аэродизайн» ОСКБЭС МАИ принимает участие в проектировании и изготовлении опытных образцов лёгкого многоцелевого самолёта Виконт V100.

Помимо названных проектов, в настоящее время ОСКБЭС МАИ работает над программой Аэростатическая платформа на базе гибридных аэростатов «Колибри», ведутся работы над летательным аппаратом с аэростатической разгрузкой «Гелиос».

С 2014года ОСКБЭС МАИ занимается разработкой и изготовлением элементов конструкции различных типов беспилотных летательных аппаратов и воздухоплавательной техники в интересах Министерства обороны Российской Федерации.

Разработка и поддержка сайта:
Алексей Бородуля (ОСКБЭС МАИ)
aleksey.borodulya@gmail.com
ОСКБЭС МАИ © 2000—2016
Яндекс.Метрика